что такое seo
Поделиться

Не все владельцы сайтов хорошо понимают, что же такое SEO. Кто-то считает, что поисковая оптимизация — это только покупка ссылок и публикация бессмысленных статей, напичканных ключевыми словами, кто-то считает это разновидностью шаманизма. В этой статье попробуем разобраться, что же такое современное SEO, каковы его инструменты и нужно ли это вашему сайту.

Что такое SEO

SEO (Search Engine Optimization) — это комплекс мер, направленных на улучшение соответствия сайта заданному запросу с точки зрения поисковых систем для увеличения количества посетителей. Чем больше страничка соответствует запросу — тем выше её позиция в списке сайтов в поисковой системе, тем больше шанс, что посетитель перейдёт по этой ссылке.

Характер сайта определяется семантическим ядром: списком ключевых запросов, по которым посетители могут найти сайт в поисковой системе.

Все запросы можно разделить на две основные группы — информационные и коммерческие.

  • Информационные запросы отвечают на вопросы типа «Что?», «Где?», «Когда?» — это просто точные и полезные факты, термины и определения. Идеальным информационным ресурсом можно считать «Википедию»: в ней содержатся факты, подтверждённые ссылками на авторитетные источники. «Лев Толстой биография», «термостекло что такое», «третий закон термодинамики» — это информационные запросы. К информационным ресурсам относятся новостные порталы, интернет-журналы, блоги, справочники.
  • Коммерческие (транзакционные) запросы выражают намерение посетителя купить товар или услугу, и имеют отношение к информации о месте продажи, ценам, доставке. «Пластиковые окна в Москве», «корейская косметика купить», «живые раки цена» — всё это коммерческие запросы. К коммерческим ресурсам относятся интернет-магазины, сайты-агрегаторы, сайты компаний, предлагающих товары и услуги.

Цели и задачи у коммерческих и информационных сайтов разные, и способы продвижения также отличаются. Коммерческий ресурс можно продвигать информационными запросами, но лишь в качестве дополнения к коммерческим.

Читайте также:  Коммерческие факторы ранжирования

Средства поискового продвижения

Ещё в начале двухтысячных годов поисковое продвижение ограничивалось работой с текстами, напичканными ключевыми словами, и закупкой ссылок с других сайтов. Этого было достаточно для манипулированием поисковыми системами. Сейчас поисковые алгоритмы оценивают сайт в целом, главный критерий оценки — полезность сайта для посетителей, степень соответствия запросу. Современный SEO-специалист — в большей мере специалист по взаимодействию с поисковыми роботами, отвечающий за комплексную эффективность сайта.

Вот несколько основных факторов поискового ранжирования, важных для SEO:

  • Техническое состояние сайта. Сайт должен быть быстрым, его код не должен содержать грубых ошибок и легко читаться роботами. Как правило, работы по SEO начинаются с исправления технических ошибок и улучшения быстродействия сервера, системы управления контентом (CMS) и шаблона самого сайта.
  • Текстовые факторы ранжирования. Сейчас можно говорить о постепенном переходе к целостному контент-маркетингу, но качество текстов остается приоритетным для оценки содержания сайта и его соответствия запросу посетителя.
    Важно понимать, что способы оценки текста поисковиками меняются, общих канонических критериев не существует, а сам по себе текстовый фактор ранжирования — не единственный и не самый важный. Например, для интернет-магазинов он учитывается в минимальной степени.
  • Коммерческие факторы ранжирования. Интернет-магазин, как и обычный офлайн-магазин, должен соответствовать множеству требований. Поисковая система должна доверять такому сайту и быть уверена в его качестве, чтобы приводить туда покупателей. Доверие определяется количеством товарных позиций, уровнем обслуживания покупателей, наличием сертификатов, информации о доставке, гарантиями, контактными данными и множеством других признаков серьёзного магазина.
  • Поведенческие факторы. Если посетитель не может быстро получить нужную ему информацию или выполнить задуманное (например, оформит покупку), если его взаимодействие с интерфейсом сайта затруднено — сайт неизбежно будет понижен в поисковой выдаче (пессимизирован). Удовлетворенность пользователя — главный критерий оценки качества сайта, поэтому мониторинг и анализ поведения пользователей для улучшения впечатления посетителей от сайта — одно из приоритетных направлений оптимизации.
  • Ссылочные факторы. Несмотря на то, что количество ссылок на сайт перестало быть самым важным признаком хорошего сайта для поисковых систем, ссылочные факторы ранжирования не утратили значения. Особенно это касается Google, а Google — это трафик со смартфонов (60−70% всего трафика) на операционной системе Android. Поэтому линкбилдинг (работа со внешней ссылочной массой) остается важной частью работы оптимизатора.

Это далеко не полный список средств SEO. Выбор инструментов продвижения и определение приоритетов определяется для каждого сайта индивидуально, общих рецептов нет.

Преимущества и недостатки SEO в сравнении с другими каналами трафика

SEO — не единственный источник трафика на сайт и продаж в Интернет. Кроме него, есть контекстная реклама, социальные сети, электронные рассылки, каналы в мессенджерах, медийная реклама. Стоимость вложений, эффективность, сроки получения результатов, стоимость лида и многие другие параметры у всех этих каналов отличаются.

  • Релевантный поисковый трафик отличается высокой конверсионностью. В отличие от рекламных каналов, где информация навязывается пользователям интернет и соцсетей, в поиск за интересующей информацией посетитель обращается сам.
  • Стоимость поискового трафика невысока: она состоит из затрат на содержание сайта, создание и оптимизацию контента, и преимущественно носит характер разовых вложений. Контекстная реклама может отличаться более высокими показателями конверсии, но стоит существенно дороже и требует постоянных денежных вливаний.
  • Большой недостаток поисковой оптимизации: первые результаты заметны спустя некоторое время, в зависимости от состояния сайта и сегмента рынка речь может идти о многих месяцах. Контекстная реклама, в отличие от SEO, срабатывает сразу.
  • Поисковые системы пытаются продать как можно больше контекстной рекламы, вытесняя из выдачи результаты органического поиска. Это снижает эффективность поисковой оптимизации в коммерческом сегменте, в котором посетитель редко переходит на вторую страницу поисковой выдачи и практически никогда не углубляется ещё глубже.
Читайте также:  Нужно ли вашему сайту SEO

Что относится к SEO, а что — нет

Поисковое продвижение решает две основные задачи:

  • Продвижение сайта по позициям в поисковой выдаче определенных ключевых слов
  • Увеличение релевантного трафика на сайт (количества посетителей, заинтересованных в информации и услугах, представленных на сайте).

Высокие позиции в поисковой выдаче и запросы, обеспечивающие максимальное количество визитов целевой аудитории — непременные условия для успешного веб-сайта, выполняющего заданные функции. Нет посетителей — нет продаж или показов рекламы, за которые владелец сайта получает деньги. Но только высоких позиций в поиске и большого трафика на сайт недостаточно для превращения посетителя сайта в покупателя, конверсия не зависит от усилий оптимизатора.

Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить её пить.

Конверсия зависит от множества факторов, на которые SEO-специалист повлиять не может. Например, шанс, что посетитель сделает покупку зависит от цены на товар: если у конкурента цена ниже, а вы не можете обосновать разницу в цене — купят у конкурента.

Ещё один пример: сайт может быть в топе поисковых систем и получать возможный для своей сферы максимум трафика, но не принести владельцу ни одной сделки по причине полного отсутствия спроса. Такое бывает, если рынок ещё не сформирован.

Веб-сайт — часть информационной и маркетинговой структуры компании и её бизнес-процессов. Недочеты общей маркетинговой стратегии средствами поисковой оптимизации решить нельзя.

Нужна ли вам поисковая оптимизация

Безусловно, если у вас есть сайт — ему нужна комплексная поисковая оптимизация. Но определить приоритеты этой оптимизации можете только вы сами, на основе маркетинговой политики. Например, в сфере b2b важно развивать репутационные, имиджевые, информационные аспекты, и нет смысла акцентировать коммерческие.

Ещё один пример, когда поисковая оптимизация нужна в минимальной степени — промо-сайты, создаваемые на короткое время. Трафик на них привлекается рекламой, поисковое продвижение по причине долговременности может быть неэффективным и не дать ожидаемых результатов к заданному сроку. Контекстная, поисковая, таргетированная реклама в соцсетях в этом случае будут полезнее.

Во всех остальных случаях участие оптимизатора необходимо: едва ли найдётся хоть один сайт, который не нуждался бы в улучшениях. Характер и объёмы этих улучшений определяются по результатам комплексного поискового аудита и стоящего перед владельцем сайта задачами.

Виктор Петров
Интернет-маркетолог

SEO-специалист. Особое внимание уделяю технической оптимизации сайта и текстовым факторам ранжирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *