Обновлено: 03.12.2023
Появление соцсетей, а затем – мессенджеров, навсегда изменило интернет. Когда-то сайт был самодостаточным явлением. Туда можно было попасть из поисковых систем, ссылок на других сайтах, браузерных и других закладок или напрямую. Сегодня соцсети – один из непременных каналов трафика на сайты и обязательная часть информационной структуры. Рассмотрим, как подготовить сайт для работы с соцсетями.
Что такое SMO
SMO (Social Media Optimization) – это адаптация сайта для интеграции с социальными сетями. Основная цель работ по социальной оптимизации сайта – сделать его удобным и привлекательным для пользователей социальных сетей. А вот задач у SMO несколько.
Основные задачи SMO
- Если у вашего сайта в соцсетях есть страничка, посетители вашего сайта могут подписаться на неё, чтобы вовремя получать уведомление о новом контенте на сайте. Эта функция в какой-то мере выполняет роль модуля подписки на почтовую рассылку и является инструментом продвижения контента. Вы опубликовали новую статью в блог – вы сделали репост в соцсети, и ваши подписчики увидели это в своей ленте.
- Репосты в соцсети позволяют быстрее проиндексировать новый контент: поисковые роботы активно отслеживают соцсети, и перейдя по новой ссылке, обнаружат ещё не проиндексированный контент. Для этого особенно важны такие соцсети, как Twitter и ВКонтакте, Яндекс мониторит их очень плотно.
- Наличие аккаунтов в соцсетях позволяет вам улучшить собственную репутацию в соцсетях. Это – один из коммерческих и репутационных факторов ранжирования, доказывающая, что вы – не фейк, у вас есть аудитория, и вы с этой аудиторией взаимодействуете. Такие сервисы поисковых систем, как Яндекс-Бизнес и Google My Business также включают функциональные возможности, сравнимые с функциями соцсетей: вы можете публиковать новости компании и общаться с аудиторией.
- Промоушен (продвижение) контента. Этот момент очень важен во времена, когда информационные потоки явно превышают возможность человека их воспринимать. Как делал посетитель сайта 20 лет назад, найдя интересный материал в Интернет? Он вносил его в браузерные закладки, чтобы сохранить или прочитать потом. Сейчас с высокой степенью вероятности он просто нажмет кнопку «Поделиться», чтобы сохранить ссылку в своей ленте.
И это ещё не все возможности, которые могут быть полезны для вашего сайта. Несмотря на то, что ссылки в соцсетях не передают вес, поисковые системы их всё же учитывают, как и отслеживают переходы по ним. Если переходы есть, это значит, что контент интересен людям, и стоит поднять сайт в выдаче повыше.
Основные средства социальной адаптации сайта
Микроразметка
Есть два обязательных типа микроразметки для любого сайта:
- Schema.org
- Open Graph
Микроразметка нужна чтобы семантически разметить контент страницы (указать, где тут название, кто автор, какого типа этот контент, коротко изложить содержание). Ещё одна задача микроразметки – формирование красивого сниппета, информационного блока, который появится в поисковой выдаче или ленте соцсетей.
- Schema.org – универсальна, и вместе с тем более специфична. Для статьи есть своя спецификация, для персоналий – другая, для кулинарных рецептов или обзоров книг – свои стандарты. Этот формат понимают практически все соцсети, мессенджеры и поисковые системы, хотя и с небольшими вариациями.
- Open Graph разработан Facebook. В основном он используется для формирования сниппетов в лентах соцсетей. Посетитель нажимает на кнопку «Поделиться» – и со страницы извлекаются данные о заголовке, кратком описании, иллюстрации к статье и некоторые другие данные. Протокол Open Graph определяет, как будет выглядеть ссылка на ваш сайт в соцсетях.
В рамках социальной оптимизации ресурса необходимо внедрять оба эти формата микроразметки, и Schema.org, и Open Graph.
Дополнительно можно подумать о внедрении Twitter Cards. Это формат микроразметки для репостов контента в Twitter. Главное достоинство Twitter Cards – возможность выйти за ограничения этой соцсети, разместив большее количество знаков в тексте, а также разместить иллюстрацию и ссылку на сайт-источник.
Наиболее полезен формат Twitter Cards для информационных ресурсов с часто обновляемой и актуальной информацией новостного характера.
Примечание. Используйте инструменты контроля валидности (соответствия стандартам) и отображения сниппетов, транслируемых в социальные сети и поисковые системы:
С их помощью вы сможете обнаружить ошибки и внести необходимые правки.
Виджеты соцсетей
Виджеты соцсетей представляют собой небольшие стандартные блоки контента, внедренные на страницу сайта, и содержащие ссылку на страницу сайта в выбранной соцсети, количество подписчиков и изображения-аватары этих подписчиков. Если вы зайдете на сайт, будучи залогиненными в соцсети, и окажется, что кто-то из ваших друзей в соцсетях подписан на страницу сайта, вы увидите их аватары. Такие виджеты предлагают использовать Facebook и ВКонтакте.
Виджет Instagram позволяет транслировать на сайт фотографии из вашей (или даже чужой) ленты. Это удобно: многие пользователи никогда не покидают пределов этой соцсети, и если кто-то из таких людей случайно попадёт на ваш сайт, он сможет подписаться на ваш аккаунт, и вы его уже не потеряете.
Свой виджет есть и у Twitter: он транслирует ваши сообщения в этой соцсети на сайт. Его основное назначение не только в том, чтобы «оживлять» вашу новостную ленту на сайте, но и дать возможность подписаться на вас в Twitter.
Кнопки «Поделиться»
Это основной инструмент продвижения контента на стороне сайта. Если в рамках SMM вы публикуете контент на своей страничке, размещая ссылки на новые материалы, то в рамках SMO процесс идёт с сайта в соцсети. Посетитель выбирает кнопку нужной соцсети, добавляет от себя заметку или комментарий и условия публикации (для всех, для друзей, только для себя), и ссылка на ваш материал появляется в его новостной ленте.
Многие посетители (особенно это касается пользователей смартфонов) предпочитают подробно прочитать статью потом, в удобное время. Для этого используются кнопки репоста.
Ещё одна цель репостящих – формирование собственного имиджа: кто-то публикует у себя ссылки на серьезные аналитические материалы, кто-то размещает результаты тестов «Какой королевной вы были в прошлой жизни?». Едва ли сами они вернутся к вам по этим ссылкам, но вполне вероятно, что их друзья сделают это. Всё определяет качество вашего контента и его потенциал виральности.
Не стоит перегружать блок кнопок репоста их чрезмерным количеством. Выберите наиболее соответствующие вашему контенту соцсети и разместите кнопки репоста на видном месте. Я рекомендую размещать их над контентом или дополнительно ещё и под ним. Почему? Процент дочитавших до конца может быть невысок, а многие захотят просто сохранить ссылку на будущее. В этом случае кнопки сверху будут на виду, и посетителю не придется их искать.
Не забудьте сопроводить блок с этими кнопками призывом к действию (CTA) («Поделитесь статьей с друзьями!», «Сохраните ссылку в соцсетях» и т.д.).
Один из трюков продвижения сайта в соцсетях – использование «социального замка»: какая-то часть контента на странице скрывается. Чтобы получить к ней доступ, посетитель должен сделать репост в соцсети.
Ссылки на ваш аккаунт в соцсетях
Ссылки на страницы сайта в соцсетях частично дублируют функциональность виджетов, но не заменяют их.
- Не каждая соцсеть подразумевает собственные виджеты.
- Эти ссылки нужны не только вашим посетителям-людям, но и роботам. Они не только доказывают вашу «реальность», они создают сайту дополнительное веб-окружение, становясь частью информационной системы. Поисковые системы будут выводить ссылки на них в поисковой выдаче по брендовым запросам, и вы сможете получить большую видимость в поиске.
Основное условие: аккаунты в соцсетях должны быть живыми. Брошенные странички без контента едва ли станут серьёзным плюсом в ранжировании сайта.
Системы комментариев с аккаунтов в соцсетях
Комментарии и отзывы – очень важный контент, относящийся к категории User-generated (созданный пользователями). Чем важен user generated content?
- Это отличные поведенческие факторы. Неинтересный контент никто комментировать не станет.
- Это дополнительная семантика на странице. Благодаря комментариям контент может начать ранжироваться по большему количеству запросов.
- Это возможность для владельца сайта понять, что не хватает на странице и как её можно улучшить – непосредственно от читателей.
В общем, комментарии нужны. Но что делать с регистрациями? Комментарии от анонимов – заведомый спам. Регистрироваться на сайте будут только пламенные фанаты вашего сайта, планирующие обосноваться здесь надолго. А что делать случайным прохожим, которые хотят высказаться, но не будут терять время на регистрации?
Для этого используется возможность комментировать, войдя на сайт с помощью учетной записи одной из соцсетей. Плюсы – для всех: человек получает возможность задать вопрос или высказаться, не тратя времени на излишние процедуры регистрации и подтверждения учетной записи, а вы получаете полезный контент. И чуть больше данных для статистики по аудитории.
Оптимизация контента
Модель социальной оптимизации контента подразумевает принцип виральности. Это значит, что посетитель должен захотеть распространить контент, поделиться им с другими людьми. Для этого мало предоставить ему средства для репостов. Виральный (вирусный) контент (распространяемый по типу вирусов) должен соответствовать множеству критериев:
- Быть понятным
- Должен впечатлять посетителя
- Быть полезным
- Быть презентабельным.
Общей формулы виральности не существует. Для того, чтобы увеличить шансы на успех средств «сарафанного маркетинга», вам придется искать собственную формулу, основанную на понимании целевой аудитории, её интересов и потребностей. Фактически, решение этого вопроса выходит за рамки темы SMO, вплотную соприкасаясь с ней. Единственное, над чем можно поработать в этих условиях – это доступность контента. Она включает в себя:
- Четкая структурированность
- Кроссплатформенность
- Правильное отображение сниппетов в основных соцсетях и мессенджерах
Прочие вопросы решаются на уровне комплексного интернет-маркетинга.
Рекомендации по SMO в рамках поискового продвижения
- Оптимизируйте профили на социальных медиа. Убедитесь, что ваши профили в соцсетях полностью заполнены и содержат ключевые слова, связанные с вашим брендом или отраслью. Также добавьте ссылки на ваш веб-сайт.
- Привлекайте подписчиков из социальных сетей на свой сайт. Регулярно публикуйте интересный и полезный контент, который заинтересует вашу целевую аудиторию. Включайте ключевые слова в заголовки и описания, чтобы улучшить поиск и читаемость.
- Активно взаимодействуйте с аудиторией: Отвечайте на комментарии, задавайте вопросы, выражайте свое мнение и интересуйтесь мнением своей аудитории. Это поможет вам создать активное сообщество вокруг вашего бренда.
- Социальные сети подразумевают влияние. Попробуйте наладить взаимодействие с авторитетными блогерами, у которых вы можете заказать гостевые посты и упоминания своего бренда. Они могут помочь вам найти вашу аудиторию и привлечь внимание к сайту.
- Распространяйте свой контент: не ограничивайтесь только одной социальной медиа-платформой. Размещайте материалы на разных платформах, чтобы достичь максимального охвата аудитории.
- Измеряйте и анализируйте результаты. Отслеживайте показатели эффективности вашей социальной медиа-стратегии, включая уровень вовлеченности аудитории, количество просмотров и переходов на ваш веб-сайт. Используйте эти данные для оптимизации вашей стратегии и достижения лучших результатов.
Заключение
Соцсети трансформируются. Возможно, в ближайшем будущем они уступят своё место мессенджерам, фактически представляющим собой те же соцсети, но с более ограниченной функциональностью и ориентацией на более плотное взаимодействие пользователей, при этом – без индексации контента поисковыми системами.
Безусловно, это усложняет контроль над источниками трафика. Но хотя бы на уровне представления контента в соцсетях и мессенджерах, а также интеграции инструментов промоушена контента (возможности транслировать его в соцсети и другие веб-ресурсы) у оптимизатора остается ещё масса возможностей.
Закажите комплексный аудит сайта, и мы подготовим для вас предложения по оптимизации для соцсетей и мессенджеров.