Обновлено: 16.12.2020
Поисковые алгоритмы развиваются, и уже можно говорить о реальном искусственном интеллекте. Но способность понимать контент на уровне человека появится у роботов ещё не скоро, поэтому важную информацию на сайте нужно представлять в двух видах: для людей и для роботов. Один из способов сообщить роботу, что размещено на страничке и на сайте в целом, – микроразметка.
Содержание
Что такое микроразметка
Микроразметка – это разновидность метаданных, информация о другой информации. Предназначена микроразметка прежде всего для поисковых систем. С помощью тегов и атрибутов размечается ключевая информация страницы и сайта в целом, выделяются ключевые элементы контента.
Метаданные – это любовное письмо в будущее. – Джейсон Скотт
Так, в товарном описании микроразметка содержит ответы на вопросы «Как называется товар?», «Сколько товар стоит?», «Как товар выглядит?», «Как о нем отзываются?». Если речь о рецепте приготовления блюда, то в микроразметке указывается название, ингредиенты, время приготовления и т.д. Иными словами, микроразметка помогает вычленить главное и структурировать на понятном поисковым системам языке.
Точно так же человек оценивает книгу: он смотрит оглавление, информацию об авторе и издательстве, краткую аннотацию, чтобы понять, о чем эта книга. Функцию оглавления и выходных данных для сайта выполняет микроразметка. Примечательно, что первые форматы микроразметки были разработаны именно для библиотек.
Единого стандарта микроразметки к 2021 году не существует. Есть несколько разных стандартов словарей тегов и атрибутов, а также три основных способа интеграции этих словарей (синтаксис). Начнем со словарей.
Основные словари микроразметки
Каждый словарь микроразметки содержит набор правил, указывающих, что и как на странице надо называть. Все эти словари создавались с разными целями, и потому разница между ними велика. Для поискового продвижения наиболее важны три основных стандарта:
- Schema.org
- Open Graph
- Microformats
Рассмотрим их поочередно.
Schema.org
Стандарт Schema.org разработан совместно основными поисковыми системами в 2011 году. К сожалению, единого во всех отношениях словаря не получилось: Google и Яндекс понимают этот формат немного по-своему. Schema.org продолжает развиваться и расширяться.
Одна из сверхзадач микроразметки этого типа – формирование информативного и привлекательного сниппета, блока со структурированными данными в поисковой выдаче. На основании такого блока пользователь поисковой системы может лучше понять, о чём эта страница ещё до того, как кликнет по ссылке. Если речь идёт о товаре – в сниппете показаны основные характеристики и цена. Если речь о рецепте еды – есть изображение, пользовательский рейтинг рецепта, показан список ингредиентов.
Ссылка на страницу с правильной микроразметкой сделает вашу ссылку более привлекательной и информативной, а значит – и более кликабельной
От того, насколько привлекательно для пользователя оформлен блок со ссылкой, зависит кликабельность ссылки (показатель CTR), а значит, и шанс, что пользователь перейдёт из поиска именно на ваш сайт.
Для каждого типа сайта или страницы свои наборы тегов, объединенных в сущности (или объекты):
- Персона (реальная или вымышленная);
- Продукт (товар или услуга);
- Событие;
- Статья;
- Рецепт
и многое другое. Для интернет-магазина важно разметить товары, для информационного портала – статьи. Выбор зависит от целей и задач сайта.
Особую важность в 2019-2020 году в Google приобрела микроразметка формата FAQ: шансы получить красивый сниппет на выдаче или попасть в “нулевой блок” такая разметка увеличивала многократно.
Так выводится блок, сформированный микроразметкой формата FAQ, на поисковой выдаче Google
Open Graph
Этот стандарт разработан компанией Facebook. Его основная задача – интеграция сайтов с этой социальной сетью. Фактически, он применяется для формирования красивого и информативного сниппета, ссылки, которая отображается в лентах соцсетей.
Размечается с помощью этого словаря тип объекта (видео, статья и т.д.), иллюстрация или скриншот, заголовок, ссылка и краткое описание страницы.
Интеграция с соцсетями – необходимое условие для современного сайта и мощный канал как продвижения контента, так и лидогенерации. Изображение и описание в ссылочном блоке визуально выделяют ссылку в ленте пользователя среди других записей, обращают на себя внимание, увеличивая органические охваты и переходы на сайт.
Если на странице нет внедренного Open Graph, то при размещении ссылки в соцсетях какая-то информация всё равно будет извлечена со страницы, но уже случайного характера и без иллюстрации. Поэтому интеграция формата OG сейчас – необходимость для любого сайта.
Микроформаты
Стандарт формата Microformats.org был разработан до появления Schema.org, ещё в 2007 году. С помощью микроформатов можно описать несколько основных сущностей: контактную информацию, товары, сведения о персоне, рецепты и многое другое.
К сожалению, формат не развивается, поисковые системы до сих пор поддерживают микроформаты лишь частично, а интегрировать их на сайт намного сложнее. Сейчас этот словарь считается устаревшим и постепенно вытесняется форматом Schema.org.
Синтаксис
Синтаксис – это способ, с помощью которого микроразметку внедряют на сайт. Актуальны три основных типа:
- JSON-LD
- Microdata
- RDFa
Microdata и RDFa внедряют непосредственно в html-код страницы, а JSON-LD – с помощью тега <script>. Благодаря этой особенности, JSON-LD более прост и гибок, и для разметки страниц этим способом можно использовать, например, Google Tag Manager. Если же выбирать между Microdata и RDFa, то Microdata предпочтительнее: RDFa дублирует данные.
Выбор синтаксиса во многом определяется предпочтениями разработчиков сайта, системой управления контентом, но предпочтительный синтаксис – JSON-LD, именно его рекомендуют поисковые системы.
Микроразметка и SEO
Само по себе наличие микроразметки на сайте не является фактором ранжирования и едва ли им станет. Это просто хорошая практика управления контентом и инструмент, с помощью которого вы упрощаете взаимодействие поисковых роботов с сайтом. Без внедренной микроразметки поисковые роботы с большей вероятностью извлекут случайные данные для формирования сниппета на странице поисковой выдачи. Микроразметка дает вам чуточку больше контроля.
Ещё одно важное достоинство, прямо влияющее на SEO – это улучшение показателя кликабельности ссылки на ваш сайт, как мы уже упоминали выше.
Имейте в виду: за поисковый спам в микроразметке поисковые системы могут сурово покарать, как и за спамные метатеги и тексты. Если подразумевается вывод пользовательских рейтингов товара или рецепта – на странице должна быть возможность эти рейтинги выставлять, иначе поисковая система также может наказать за ложные данные.
Если ваша система управления контентом сайта позволяет заполнять микроразметку вручную, в некоторых случаях стоит использовать эту возможность. Особенно это касается статей и другого информационного контента: не надо дублировать содержимое метатегов title и description. Товарные же каталоги размечать лучше в автоматическом режиме по заданному шаблону (см. как реализовано формирование метатегов по шаблону в 1С-Битрикс).
Как интегрировать микроразметку на сайт
В большинстве случаев вам надо обратиться к разработчикам сайта: интеграция микроразметки – рядовая операция, которая займет от получаса до пары часов в зависимости от используемых шаблонов и их количества.
Для многих систем управления контентом (CMS) существуют сторонние плагины: есть они, например, для WordPress, Joomla! и других популярных систем.
Инструменты проверки
После интеграции и настройки микроразметки на сайт не забудьте проверить её сервисами от Google и Яндекс:
Имейте в виду: результаты валидации у этих поисковых систем могут отличаться, потому что стандарты у них также отличаются. Что нормально для Яндекс, может быть источником ошибок для Google, и наоборот.
Есть и инструмент проверки Open Graph от Facebook:
Если перепост с сайта в Facebook смотрится плохо или неправильно – проверьте ссылку с помощью этого дебаггера. Обычная проблема – ещё никто не нажимал на кнопку перепоста, и в кэше этой соцсети пока нет никаких данных:
В таком случае надо лишь нажать на кнопку “Получить новую информацию” и посмотреть на результаты парсинга.
Где и какую разметку размещать
Избегайте соблазна размечать вообще всё и повсюду “на всякий случай”. Есть только один вид микроразметки, уместный на любой странице вне зависимости от её содержания. Это breadcrumbs, “хлебные крошки” – навигационная цепочка вверху страницы. Её размечают для того, чтобы она красиво смотрелась в поисковой выдаче.
Все остальные страницы надо размечать в соответствии со смыслом страницы. На “главной” уместна разметка “Организация”, структурирующая данные о вашей компании. В разделе “Статьи” – Article, с указанием названия, автора, издателя, кратким описанием. То же самое касается обзоров, вакансий, мероприятий и всего прочего разнообразия типов семантической разметки контента.
Когда микроразметка во вред ранжированию
Всё, на что обращают внимание вебмастера и тем более – SEO-специалисты, рано или поздно становится проблемной зоной. В первую очередь – из-за перегибов с использованием, спама и трюков, не предусмотренных поисковыми системами.
Микроразметка также может быть причиной того, что сайт будет понижен в выдаче. Простой пример: в сниппете, формируемом микроразметкой “Товар”, выводятся “звёздочки” рейтинга. Это привлекает внимание пользователей поисковой системы, это смотрится красиво. Но нужно понимать, что рейтинг товара должен формироваться реальными пользователями. Некоторые же “оптимизаторы” выводят туда неизменяемые данные.
Другой часто встречающийся случай – когда используется неподходящий тип структурированных данных, либо эти данные не соответствует содержанию сайта (например, в микроразметке значится одна цена, на сайте выводится другая).
За нарушения подобного рода сайт может быть понижен в ранжировании, а в панелях вебмастеров появится уведомление с требованием внести правки.
Что делать, если поисковики не видят микроразметку
Вы внедрили на сайт какой-то тип микроразметки, но это никак не отразилось на результатах поиска? Причин может быть несколько.
- Поисковая система ещё не переиндексировала сайт. Надо просто подождать или воспользоваться возможностями панелей для вебмастеров (“Переобход” и “Посмотреть как google-bot”)
- В разметке обнаружены серьёзные ошибки. Проверьте код сервисами от Google и Яндекс (см. ссылки выше)
- Разметка не соответствует контенту страницы. Есть такие хитрецы, которые пытаются использовать конкретные типы разметки не по назначению. Поисковые системы за это наказывают, как за спам.
- Разметка не соответствует ничему из того, что есть на странице и доступно посетителям-людям. Это тоже нарушение правил. Маркировка невидимого контента наказуема.
Пожалуй, это всё, что надо знать о структурировании данных с помощью микроразметки для начинающих. Если у вас есть вопросы – спрашивайте в комментариях или обращайтесь через форму обратной связи.