Тематические карты, также известные как topical maps, представляют собой структурированную иерархию данных, сгруппированных по различным темам или тематикам. Они используются для визуализации пространственно-связанных данных с целью исследования и анализа.
Тематические карты широко используются в различных областях, включая географию, ситуационный анализ, маркетинг, бизнес-анализ и графическую визуализацию данных. Они помогают наглядно представлять сложные данные и раскрывать связи и паттерны между различными переменными. Разновидностью тематической карты можно считать формат “интеллект-карты” (Mind Map) и формат ассоциативных карт.
Тематическая карта (стратегическая карта, кластерная карта) представляет собой стратегическое визуальное представление взаимосвязей между темами и подтемами. В отличие от подхода, основанного на ключевых словах, тематическая карта фокусируется на сети взаимосвязанных страниц, позволяющих глубже раскрыть центральную тему.
Фактически, тематическая карта представляет собой иерархически организованную диаграмму содержимого сайта. Благодаря такой схеме можно организовать сочетание всех частей сайта исходя из основных тем.
Генеалогическое (фамильное) древо – классический пример тематической карты, где наглядно представлены сущности (персоны) и связи между ними
Виды тематических карт
Кластерные карты
Карты такого типа используются для организации широкого спектра тем, связанных с основной темой. Такие тематические карты используются на ранних стадиях проработки коммерческих каталогов в интернет-магазинах, для проработки семантического ядра, выявления неочевидных подтем и важных ключевых слов.
Хабы
Карты-хабы используют для презентации взаимосвязей между центральной темой и её подтемами. Такие тематические карты могут быть полезны в качестве навигации и планирования структуры сайта.
Диаграммы рассеяния
В этом случае визуализируются сложные многомерные данные с нелинейными связями, которые сложно или невозможно представить в других форматах. В качестве инструментария сейчас чаще всего используются алгоритмы типа t-SNE, позволяющие снизить размерность до 2-3 измерений.
Компоненты тематической карты
Основная тема (центральный узел). Главная идея, которой будет посвящен сайт.
Подтемы (ветви, узлы). Отдельные части большой темы.
Страница-хаб: страница, где представлена основная тема и даны ссылки на основные узлы-подтемы.
Как создать тематическую карту сайта
Определите целевую аудиторию. Чтобы понять, какие темы должны быть обязательно отражены на сайте, нужно понимать интересы целевой аудитории.
Определите типовой семантический граф. Поисковые системы уже имеют некоторое представление о структуре заданной тематики, основанное как на собственном графе знаний (например, Google Knowledge Graph), так и данных по пользовательским данным из поисковой истории.
Определите важнейшие ключевые слова, используемые для определения и классификации тематики.
Кластеризуйте отобранные темы и подтемы. Определите связи между выявленными кластерами.
Проработайте стратегии перелинковки. Хорошо продуманная внутренняя структура ссылок объединяет семантически связанные страницы, совпадающие с пользовательскими маршрутами по сайту и графом знаний поисковых систем. Это ключевой момент к получению работающей семантической структуры.
Общие технические моменты
Сбор данных. Необходимо собрать или получить данные, которые будут представлены на карте. Это могут быть пространственные данные, такие как границы стран или регионов, данные о населении или данные о погоде.
Выбор темы. Затем определяется основная тема или переменная, которую следует представить на карте. Это может быть что-то такое, как распределение населения, уровень преступности или продажи в определенном регионе.
Визуализация данных. При создании тематической карты выбирается соответствующий метод визуализации данных. Это может быть представление данных с помощью точек, линий, границ или заполнения регионов.
Создание легенды. Легенда объясняет, что значит каждый отдельный символ или цвет на карте и помогает пользователям понять взаимосвязь между изображенными данными и их значениями.
Анализ и интерпретация. После создания тематической карты можно провести анализ данных, обнаружить тренды, распределения или паттерны, которые могут быть полезными для принятия решений или исследования.
Для чего используются в SEO
Тематические карты помогают визуализировать и понять данные благодаря визуальному представлению. Они являются мощным инструментом для обнаружения закономерностей и трендов, а также для передачи информации эффективным и понятным способом. Проработанная тематическая карта – необходимый инструмент для улучшения показателя UIG (дополнительной информационной ценности).
В рамках SEO речь идёт о семантической структуре, подготовке иерархии семантических групп. Чтобы создать эту иерархию, нужно понять, как разбить основную тему на подкатегории. После этого нужно создать сеть контента для каждой подтемы, чтобы охватить все возможные вопросы, которые может задать пользователь поисковой системы.
Чтобы создать хорошо структурированную сеть контента, полезно сначала выяснить, как эту тему структурируют поисковые системы. Поисковики уже каким-то образом внесли заданную тему или сущность в собственный граф знаний, и соответствие этому графу позволит поисковой системе лучше понять, о чем сайт, насколько представленной информации можно доверять, раскрывает ли он тему в достаточной мере.
В ряде случаев визуализация – почти единственный способ использовать некоторые данные для работы. Пример: выгрузка векторных вложений сайта для тематической кластеризации, обнаружения сильных связей между объектами и т.п.
Готовая тематическая карта становится основой структуры контента сайта. Для структурирования используются внутренние ссылки, структура URL, микроразметка.