smo
Поделиться

Появление соцсетей, а затем — мессенджеров, навсегда изменило интернет. Когда-то сайт был самодостаточным явлением. Туда можно было попасть из поисковых систем, ссылок на других сайтах, браузерных и других закладок или напрямую. Сегодня соцсети — один из непременных каналов трафика на сайты и обязательная часть информационной структуры. Рассмотрим, как подготовить сайт для работы с соцсетями.

Что такое SMO

SMO (Social Media Optimization) — это адаптация сайта для интеграции с социальными сетями. Основная цель работ по социальной оптимизации сайта — сделать его удобным и привлекательным для пользователей социальных сетей. А вот задач у SMO несколько.

Основные задачи SMO

  • Если у вашего сайта в соцсетях есть страничка, посетители вашего сайта могут подписаться на неё, чтобы вовремя получать уведомление о новом контенте на сайте. Эта функция в какой-то мере выполняет роль модуля подписки на почтовую рассылку и является инструментом продвижения контента. Вы опубликовали новую статью в блог — вы сделали репост в соцсети, и ваши подписчики увидели это в своей ленте.
  • Репосты в соцсети позволяют быстрее проиндексировать новый контент: поисковые роботы активно отслеживают соцсети, и перейдя по новой ссылке, обнаружат ещё не проиндексированный контент. Для этого особенно важны такие соцсети, как Twitter и ВКонтакте, Яндекс мониторит их очень плотно.
  • Наличие аккаунтов в соцсетях позволяет вам улучшить собственную репутацию в соцсетях. Это — один из коммерческих и репутационных факторов ранжирования, доказывающая, что вы — не фейк. Так, добавление аккаунтов организации в Яндекс-Справочник даёт вам очевидный бонус репутационной составляющей, определяя в том числе и ранжирование по брендовым запросам.
  • Промоушен (продвижение) контента. Этот момент очень важен во времена, когда информационные потоки явно превышают возможность человека их воспринимать. Как делал посетитель сайта 20 лет назад, найдя интересный материал в Интернет? Он вносил его в браузерные закладки, чтобы сохранить или прочитать потом. Сейчас с высокой степенью вероятности он просто нажмет кнопку «Поделиться», чтобы сохранить ссылку в своей ленте.

И это ещё не все возможности, которые могут быть полезны для вашего сайта. Несмотря на то, что ссылки в соцсетях не передают вес, поисковые системы их всё же учитывают, как и отслеживают переходы по ним. Если переходы есть, это значит, что контент интересен людям, и стоит поднять сайт в выдаче повыше.

Основные средства социальной адаптации сайта

Микроразметка

Есть два обязательных типа микроразметки для любого сайта:

  • Schema.org
  • Open Graph

Микроразметка нужна чтобы семантически разметить контент страницы (указать, где тут название, кто автор, какого типа этот контент, коротко изложить содержание). Ещё одна задача микроразметки — формирование красивого сниппета, информационного блока, который появится в поисковой выдаче или ленте соцсетей.

  • Schema.org — универсальна, и вместе с тем более специфична. Для статьи есть своя спецификация, для персоналий — другая, для кулинарных рецептов или обзоров книг — свои стандарты. Этот формат понимают практически все соцсети, мессенджеры и поисковые системы, хотя и с небольшими вариациями.
  • Open Graph разработан Facebook. В основном он используется для формирования сниппетов в лентах соцсетей. Посетитель нажимает на кнопку «Поделиться» — и со страницы извлекаются данные о заголовке, кратком описании, иллюстрации к статье и некоторые другие данные. Протокол Open Graph определяет, как будет выглядеть ссылка на ваш сайт в соцсетях.

В рамках социальной оптимизации ресурса необходимо внедрять оба эти формата микроразметки, и Schema.org, и Open Graph.

Дополнительно можно подумать о внедрении Twitter Cards. Это формат микроразметки для репостов контента в Twitter. Главное достоинство Twitter Cards — возможность выйти за ограничения этой соцсети, разместив большее количество знаков в тексте, а также разместить иллюстрацию и ссылку на сайт-источник.

Наиболее полезен формат Twitter Cards для информационных ресурсов с часто обновляемой и актуальной информацией новостного характера.

Примечание. Используйте инструменты контроля валидности (соответствия стандартам) и отображения сниппетов, транслируемых в социальные сети и поисковые системы:

С их помощью вы сможете обнаружить ошибки и внести необходимые правки.

Читайте также:  Микроразметка для сайта

Виджеты соцсетей

Виджеты соцсетей представляют собой небольшие стандартные блоки контента, внедренные на страницу сайта, и содержащие ссылку на страницу сайта в выбранной соцсети, количество подписчиков и изображения-аватары этих подписчиков. Если вы зайдете на сайт, будучи залогиненными в соцсети, и окажется, что кто-то из ваших друзей в соцсетях подписан на страницу сайта, вы увидите их аватары. Такие виджеты предлагают использовать Facebook и ВКонтакте.

Виджет Instagram позволяет транслировать на сайт фотографии из вашей (или даже чужой) ленты. Это удобно: многие пользователи никогда не покидают пределов этой соцсети, и если кто-то из таких людей случайно попадёт на ваш сайт, он сможет подписаться на ваш аккаунт, и вы его уже не потеряете.

Свой виджет есть и у Twitter: он транслирует ваши сообщения в этой соцсети на сайт. Его основное назначение не только в том, чтобы «оживлять» вашу новостную ленту на сайте, но и дать возможность подписаться на вас в Twitter.

Кнопки «Поделиться»

Это основной инструмент продвижения контента на стороне сайта. Если в рамках SMM вы публикуете контент на своей страничке, размещая ссылки на новые материалы, то в рамках SMO процесс идёт с сайта в соцсети. Посетитель выбирает кнопку нужной соцсети, добавляет от себя заметку или комментарий и условия публикации (для всех, для друзей, только для себя), и ссылка на ваш материал появляется в его новостной ленте.

Многие посетители (особенно это касается пользователей смартфонов) предпочитают подробно прочитать статью потом, в удобное время. Для этого используются кнопки репоста.

Ещё одна цель репостящих — формирование собственного имиджа: кто-то публикует у себя ссылки на серьезные аналитические материалы, кто-то размещает результаты тестов «Какой королевной вы были в прошлой жизни?». Едва ли сами они вернутся к вам по этим ссылкам, но вполне вероятно, что их друзья сделают это. Всё определяет качество вашего контента и его потенциал виральности.

Не стоит перегружать блок кнопок репоста их чрезмерным количеством. Выберите наиболее соответствующие вашему контенту соцсети и разместите кнопки репоста на видном месте. Я рекомендую размещать их над контентом или дополнительно ещё и под ним. Почему? Процент дочитавших до конца может быть невысок, а многие захотят просто сохранить ссылку на будущее. В этом случае кнопки сверху будут на виду, и посетителю не придется их искать.

Не забудьте сопроводить блок с этими кнопками призывом к действию (CTA) («Поделитесь статьей с друзьями!», «Сохраните ссылку в соцсетях» и т. д.).

Один из трюков продвижения сайта в соцсетях — использование «социального замка»: какая-то часть контента на странице скрывается. Чтобы получить к ней доступ, посетитель должен сделать репост в соцсети.

Ссылки на ваш аккаунт в соцсетях

Ссылки на страницы сайта в соцсетях частично дублируют функциональность виджетов, но не заменяют их.

  • Не каждая соцсеть подразумевает собственные виджеты.
  • Эти ссылки нужны не только вашим посетителям-людям, но и роботам. Они не только доказывают вашу «реальность», они создают сайту дополнительное веб-окружение, становясь частью информационной системы. Поисковые системы будут выводить ссылки на них в поисковой выдаче по брендовым запросам, и вы сможете получить большую видимость в поиске.

ссылки на аккаунты в соцсетях

Основное условие: аккаунты в соцсетях должны быть живыми. Брошенные странички без контента едва ли станут серьёзным плюсом в ранжировании сайта.

Системы комментариев с аккаунтов в соцсетях

Комментарии и отзывы — очень важный контент, относящийся к категории User-generated (созданный пользователями). Чем важен user generated content?

  • Это отличные поведенческие факторы. Неинтересный контент никто комментировать не станет.
  • Это дополнительная семантика на странице. Благодаря комментариям контент может начать ранжироваться по большему количеству запросов.
  • Это возможность для владельца сайта понять, что не хватает на странице и как её можно улучшить — непосредственно от читателей.

В общем, комментарии нужны. Но что делать с регистрациями? Комментарии от анонимов — заведомый спам. Регистрироваться на сайте будут только пламенные фанаты вашего сайта, планирующие обосноваться здесь надолго. А что делать случайным прохожим, которые хотят высказаться, но не будут терять время на регистрации?

Для этого используется возможность комментировать, войдя на сайт с помощью учетной записи одной из соцсетей. Плюсы — для всех: человек получает возможность задать вопрос или высказаться, не тратя времени на излишние процедуры регистрации и подтверждения учетной записи, а вы получаете полезный контент. И чуть больше данных для статистики по аудитории.

Оптимизация контента

Модель социальной оптимизации контента подразумевает принцип виральности. Это значит, что посетитель должен захотеть распространить контент, поделиться им с другими людьми. Для этого мало предоставить ему средства для репостов. Виральный (вирусный) контент (распространяемый по типу вирусов) должен соответствовать множеству критериев:

  • Быть понятным
  • Должен впечатлять посетителя
  • Быть полезным
  • Быть презентабельным.

Общей формулы виральности не существует. Для того, чтобы увеличить шансы на успех средств «сарафанного маркетинга», вам придется искать собственную формулу, основанную на понимании целевой аудитории, её интересов и потребностей. Фактически, решение этого вопроса выходит за рамки темы SMO, вплотную соприкасаясь с ней. Единственное, над чем можно поработать в этих условиях — это доступность контента. Она включает в себя:

  • Четкая структурированность
  • Кроссплатформенность
  • Правильное отображение сниппетов в основных соцсетях и мессенджерах

Прочие вопросы решаются на уровне комплексного интернет-маркетинга.

Заключение

Соцсети трансформируются. Возможно, в ближайшем будущем они уступят своё место мессенджерам, фактически представляющим собой те же соцсети, но с более ограниченной функциональностью и ориентацией на более плотное взаимодействие пользователей, при этом — без индексации контента поисковыми системами.

Безусловно, это усложняет контроль над источниками трафика. Но хотя бы на уровне представления контента в соцсетях и мессенджерах, а также интеграции инструментов промоушена контента (возможности транслировать его в соцсети и другие веб-ресурсы) у оптимизатора остается ещё масса возможностей.

Закажите комплексный аудит своего сайта, и мы подготовим для вас предложения по оптимизации для соцсетей и мессенджеров.

Виктор Петров
Интернет-маркетолог

SEO-специалист. Особое внимание уделяю технической оптимизации сайта и текстовым факторам ранжирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *