Что такое
семантический аудит
Семантический аудит включает в себя не только анализ текста продвигаемых страниц, но и соответствия этих страниц намерению пользователей поиска. С момента перехода поисковых систем на алгоритмы искусственного интеллекта и обработку естественного языка (NLP) всё большее значение придаётся не обычному анализу ключевых слов, а работе с поисковыми сущностями и понятиями.
Чтобы поисковые системы правильно понимали поисковый запрос и предоставляли пользователям релеватные результаты, нужен соответствующий контекст. Контекст создаётся с помощью связанных слов, фраз, комбинаций слов и ссылок. Аудит семантики позволяет улучшить позиции и посещаемость сайта за счёт выявления недостающих метаданных и семантически релевантного контента.
Контекстные векторы (которые в рамках рунета принято ошибочно называть LSI) и векторные вложения (эмбеддинги) позволяют поисковым алгоритмам точнее определять смысл и задачи контента.
Анализ семантики позволяет решить несколько важнейших задач.
- Определить, правильно ли структурирован сайт, соответствует ли структура разделов семантическому ядру.
- Узнать, не находится ли заданная посадочная страница под текстовыми фильтрами по причине спамности или недостаточной плотности заданных ключевых слов.
- Внести корректировки в структуру страницы для достижения соответствия её ожиданиям пользователя и требованиям поисковых систем, основанным на эталонных характеристиках контента.
Базовая проверка текстово-семантической оптимизации представляет собой довольно простую процедуру оценки ключевых слов на анализируемой странице в основных текстовых зонах: метаданных, заголовках, ссылочных анкорах, текстовых фрагментах и в текстовом блоке. Плотность и характер ключей определяет текстовую релевантность страницы требованиям поисковых систем на самом базовом, грубом уровне.
Углубленные проверки подразумевают анализ общей поисковой семантики и распределения групп ключевиков (семантических кластеров) по сайту в рамках всего сайта. Для этого проводится полный парсинг анализируемого сайта, поисковой семантики из доступных источников, а также оценивается эталонный корпус сайтов, на базе которых поисковые системы оценивают все сайты в заданной тематике.
Использование современных LLM позволяет получить векторные вложения анализируемых страниц и сопоставить их с аналогичным представлением поисковых запросов и ключевых слов, чтобы понять, насколько контент страницы соответствует запросу. Помимо этого, таким образом можно понять, есть ли другие страницы сайта, так же или даже больше соответствующие запросу (“каннибализация семантики”) и устранить эту проблему.
Что входит в семантический аудит
Семантико-текстовый аудит невозможен без технического аудита. Специалист должен убедиться, что текстовый контент страницы поисковые роботы могут просканировать и внести в индекс, поэтому базовые проверки технического состояния сайта входят в расценки на проводимые работы.
Выборочные проверки текста ограничиваются только базовыми оценками контента на странице: количеством ключей в важных текстовых зонах, широтой охвата семантики в рамках посадочной страницы, объёмом текстового контента и т.п. Таким образом можно получить общее представление об оптимизации документа в сравнении его с эталонным кластером.
Полный семантический аудит сайта невозможен без оценки его структуры в сравнении со структурой эталонного корпуса. Один изолированный узел без поддержки вспомогательных семантических узлов в рамках веб-графа не может конкурировать с хорошо развернутыми семантическими структурами. Важно понимать, что в коммерческом сегменте веб-граф используется для оценок не только текстового соответствия, но и коммерческих метрик, например, величины представленного ассортимента товаров и услуг.
Вот примерный перечень работ, относящихся к аудиту семантики:
- Полный парсинг сайта с выгрузкой векторных вложений
- Проверка доступности контента для поисковых систем и индексирования
- Оценка текстового контента на уровне базовых метрик уровня TF-IDF и BM25 в сопоставлении с эталонным корпусом (аналогичные сайты из топ-10-15)
- Релевантность анализируемых страниц продвигаемым запросам на уровне векторных вложений (эмбеддинги)
- Вспомогательные проверки (грамматика, тональность текста и т.п.).
Пример из практики
Интернет-магазин смартфонов и гаджетов в Санкт-Петербурге, 3 месяца продвижения. Текстово-семантический аудит выявил множественные проблемы на уровне семантического ядра и связанной с ним структуры. Проблемы выражались как на уровне структуры страниц-категорий, так и в рамках всего сайта. Посадочные страницы слабо соответствовали продвигаемым запросам, не имели подкатегорий, не хватало множества поисковых сущностей, важных для роста в поиске.
Уже базовые корректировки позволили получить позиции в топ-20 по категориям запросов, по которым сайт вообще не имел видимости, а ряд частотных и важных в коммерческом отношении категорий зашёл в топ-10 без использования вспомогательных средств.
Вопросы и ответы
Сколько времени занимает аудит текстов и семантики?
Время, затраченное на текстовый аудит, зависит от объёма сайта и решаемых задач.
В чём могут состоять проблемы?
Наиболее часто встречается переспам или недоспам по важнейшим ключам в различных текстовых зонах, недостаточно представленные вспомогательные ключи, благодаря которым поисковая система лучше понимает смысл страницы. Могут быть проблемы чисто технического характера, когда поисковые системы просто не могут просканировать важный контент.
Другой тип текстовых проблем – несоответствие структуры страницы ожидаемому формату, отсутствие важных с точки зрения поиска или посетителей блоков информации, несоответствие пользовательскому интенту.
Кроме того, часто встречаются текстовые проблемы, связанные с неуникальностью текста в рамках сайта (“каннибализация”) и т.п.
Что нужно от владельца сайта для проведения семантического аудита?
Чаще всего участие владельца сайта ограничивается постановкой задач и уточнением интересующих ключевых слов. Данные для работы берутся из внешних источников, никакие доступы не нужны.
Чем аудит семантики отличается от классического текстового анализа?
Привычный текстовый анализ остаётся частью семантического аудита, и более того – его базой. Однако обычный подсчёт ключей, плотности вхождений и количества знаков уже не имеет решающего значения для получения текстовой релевантности. Поисковые системы учитывают контекст, в том числе – за пределами текста.
Какие инструменты используются в работе?
Инструментарий определяется множеством факторов, от тематики конкретного сайта до характера интересующих запросов. В некоторых случаях достаточно просчитать довольно грубые характеристики (количество вхождений, объём контента), в других, наиболее частотных, поисковая система делает акцент на пользовательских, поведенческих метриках, что очень усложняет анализ.
В зависимости от этого выбирается инструментарий, от простейших текстовых анализаторов до разработок, основанных на векторном представлении слов и т.п.
Как оплатить?
Все аудиты проводятся только по 100% предоплате, поскольку работы подразумевают время специалиста, серверные мощности для работы парсеров и специализированного ПО, а также оплату вспомогательных ресурсов (прокси, xml-лимитов и т.п.). Оплатить можно по карте или на счёт ИП.
Стоимость текстово-мемантического аудита определяется объёмами работ, поставленными задачами и согласовывается отдельно.