Что такое
технический аудит
Технический SEO-аудит – это анализ сканирования и индексации сайта поисковыми роботами. С помощью таких данных можно понять, как поисковые роботы обходят сайт, могут ли они получить полноценный доступ к контенту, с какими проблемами они сталкиваются.
Технические проверки сайта – это важнейшая часть SEO-аудитов, без которой диагностика современного веб-ресурса просто невозможна.
- Ошибки технического характера могут привести к тому, что сайт вообще не сможет попасть в индекс поисковых систем.
- Помимо сканирования и индексации, технический аудит сайта имеет прямое отношение к вопросам структурирования, безопасности, оптимизации сайта для мобильных устройств, быстродействия и т.п.
Техническое SEO относится к сфере онпейдж, внутренней оптимизации. Это основа продвижения сайта. Ни отличный контент, ни большое количество ссылок не дадут результата, если поисковые системы не могут эффективно взаимодействовать с сайтом и его контентом.
Вот основные элементы работ технического характера, с которыми необходимо работать для успешного продвижения:
- Контроль страниц, которые должны быть доступны роботам, и страниц, которые не должны попадать в поисковый индекс
- Проработка структуры сайта, его архитектуры и внутренней перелинковки
- Оптимизация скорости загрузки
- Удобство использования на устройствах, которые используют посетители сайта
- Решение вопросов безопасности
Без предварительно собранных в рамках SEO-аудита данных ошибки технического характера устранены быть не могут.
Почему этим занимается SEO-специалист, а не программист
К сожалению, разработчики сайтов очень редко имеют хотя бы базовое представление о принципах взаимодействия поисковых роботов с сайтами.
Простой пример: разработчик использует какой-нибудь набирающий популярность JS-фреймворк. А в результате сайт не продвигается: программист не предусмотрел возможность полноценного рендеринга контента, и то, что доступно людям, не доступно поисковым системам.
Другой пример: владелец сайта решил его обновить. Новый сайт получился красивым и удобным. Но в результате ошибок переноса потеряны ссылки, и сайт теряет позиции в поисковой выдаче.
Пример из практики
Интернет-магазин керамической плитки объёмом около 200 тысяч страниц, открытых для индексации. Анализ показал, что минимум треть сайта – не в индексе поисковых систем. Аудит выявил ряд разноплановых проблем с настройкой редиректов в рамках сайта приводящих к появлению кольцевых перенаправлений – поисковый робот просто не мог добраться до конечной страницы. При этом ошибки в технических настройках привели к появлению нескольких таких паттернов одновременно: в одном случае к URL подставлялись всё новые параметры, в другом робот возвращался к исходной точке через несколько переходов.
После составления технического задания на устранение проблем с перенаправлениями недоступные ранее для сканирования посадочные страницы попали в индекс и получили высокие позиции в поисковой выдаче. Выросла видимость сайта, трафик, а вместе с ним – и количество продаж.
На скриншоте ниже видна чёткая корреляция между количеством просканированных страниц и ростом позиций в топ-10.
Что вы получите
- Сопоставление открытых для индексации страниц с количеством реально проиндексированных Яндексом и Google. Почему это важно? – Таким образом можно выявить проблемы с краулинговым бюджетом, настройкой редиректов, наличие фильтров («тонкий» контент, МПК) и т.п.
- Данные о правильности настроек файла директив для поисковых систем robots.txt. Ошибки в настройках сканирования приводят к тому, что поисковые системы считают сайт неадаптированным для смартфонов, не могут просканировать контент, выводимый средствами JS, получить актуальные данные о перенаправлениях.
- Информацию о дублях в рамках сайта. Ошибки технического характера приводят к тому, что поисковая система получает сразу несколько версий одной и той же страницы, находящейся по разным адресам, и могут начать ранжировать случайную страницу вместо целевой.
- Данные о «тонком» контенте. Малый объём контента на странице приводит к деиндексации этой страницы: поисковики начинают считать её «мусором» и выбрасывают из выдачи. Если на сайте большой объём таких страниц – сайт получает фильтр на уровне всего хоста, и даже хорошо оптимизированные страницы начинают ранжироваться хуже. Кроме того, поисковые роботы будут намного реже обходить сайт, и новые страницы будут медленнее попадать в индекс.
- Информацию о поведении роботов на сайте (для этого нужен доступ к серверным логам). С помощью таких данных вы можете понять, какие именно роботы ходят к вам на сайт, как часто, что сканируют чаще всего, а куда не заходят вовсе.
Вопросы и ответы
Сколько времени занимает технический аудит?
Время, затраченное на технический аудит, зависит от объёма сайта и решаемых задач. Для получения полноценных данных нужно спарсить сайт целиком, в режиме JS-рендеринга, выгрузить серверные логи, извлечь данные из консолей поисковых систем. После этого можно приступать к анализу.
Для сайта среднего объёма (до 20 тысяч страниц) может понадобиться 1-2 дня. Для больших сайтов только парсинг может занять 1-2 недели.
Что нужно от владельца сайта для проведения технического аудита?
Чтобы провести полноценный аудит “технички”, специалисту понадобятся доступы к панелям для вебмастеров (Google Search Console, Яндекс-Вебмастер), доступ к системам аналитики (Яндекс-Метрика, Google Analytics), серверные логи access_log. Чем больше данных – тем точнее диагностика. Минимально можно обойтись только внешними данными, получаемыми с помощью парсера, но нужно понимать, что и выводы могут быть менее точными и недостаточно полными.
В каком виде я получу результаты технического аудита?
Вы получите текстовый pdf-файл, в котором будет собран полный перечень найденных проблем, недочётов и незадействованных возможностей, а также список рекомендаций. Дополнительно к этому будут предоставлены конкретные данные по всем проблемным URL в формате Excel (csv или xlsx).
Можете ли вы внедрить рекомендуемые вами правки?
В ряде случаев – да, если речь идёт о настройках директив, формирования карты сайта sitemap.xml, шаблонизации некоторых полей в рамках предоставляемых вашей CMS возможностей. Для сложных правок и интеграций вам понадобится помощь программиста или технической поддержки вашего хостинга.
Как оплатить?
Все аудиты проводятся только по 100% предоплате, поскольку работы подразумевают время специалиста, серверные мощности для работы парсеров и специализированного ПО, а также оплату вспомогательных ресурсов (прокси, xml-лимитов и т.п.). Оплатить можно по карте или на счёт ИП.
Стоимость технического аудита определяется объёмами сайта, поставленными задачами и согласовывается отдельно.