микроразметка
Поделиться

Поисковые алгоритмы развиваются, и уже можно говорить о реальном искусственном интеллекте. Но способность понимать контент на уровне человека появится у роботов ещё не скоро, поэтому важную информацию на сайте нужно представлять в двух видах: для людей и для роботов. Один из способов сообщить роботу, что размещено на страничке и на сайте в целом, — микроразметка.

Метаданные — это любовное письмо в будущее. — Джейсон Скотт

Что такое микроразметка

Микроразметка — это разновидность метаданных, информация о другой информации. Предназначена микроразметка прежде всего для поисковых систем. С помощью тегов и атрибутов размечается ключевая информация страницы и сайта в целом, выделяются ключевые элементы контента. Так, в товарном описании микроразметка содержит ответы на вопросы «Как называется товар?», «Сколько товар стоит?», «Как товар выглядит?», «Как о нем отзываются?». Если речь о рецепте приготовления блюда, то в микроразметке указывается название, ингредиенты, время приготовления и т. д. Иными словами, микроразметка помогает вычленить главное и структурировать на понятном поисковым системам языке.

Читайте также:  Что такое SEO
Точно так же человек оценивает книгу: он смотрит оглавление, информацию об авторе и издательстве, краткую аннотацию, чтобы понять, о чем эта книга. Функцию оглавления и выходных данных для сайта выполняет микроразметка.

Единого стандарта микроразметки не существует. Есть несколько разных стандартов словарей тегов и атрибутов, а также три основных способа интеграции этих словарей (синтаксис). Начнем со словарей.

Основные словари микроразметки

Каждый словарь микроразметки содержит набор правил, указывающих, что и как на странице надо называть. Все эти словари создавались с разными целями, и потому разница между ними велика. Для поискового продвижения наиболее важны три основных стандарта:

  • Schema.org
  • Open Graph
  • Microformats

Рассмотрим их поочередно.

Schema.org

Стандарт Schema.org разработан совместно основными поисковыми системами в 2011 году. К сожалению, единого во всех отношениях словаря не получилось: Google и Яндекс понимают этот формат немного по-своему. Schema.org продолжает развиваться и расширяться.

Одна из сверхзадач микроразметки этого типа — формирование информативного и привлекательного сниппета, блока со структурированными данными в поисковой выдаче. На основании такого блока пользователь поисковой системы может лучше понять, о чём эта страница ещё до того, как кликнет по ссылке. Если речь идёт о товаре — в сниппете показаны основные характеристики и цена. Если речь о рецепте еды — есть изображение, пользовательский рейтинг рецепта, показан список ингредиентов.


микроразметка рецепта в поисковой выдаче
Ссылка на страницу с правильной микроразметкой сделает вашу ссылку более привлекательной и информативной, а значит — и более кликабельной

От того, насколько привлекательно для пользователя оформлен блок со ссылкой, зависит кликабельность ссылки (показатель CTR), а значит, и шанс, что пользователь перейдёт из поиска именно на ваш сайт.

Для каждого типа сайта или страницы свои наборы тегов, объединенных в сущности (или объекты):

  • Персона (реальная или вымышленная);
  • Продукт (товар или услуга);
  • Событие;
  • Статья;
  • Рецепт

и многое другое. Для интернет-магазина важно разметить товары, для информационного портала — статьи. Выбор зависит от целей и задач сайта.

Open Graph

Этот стандарт разработан компанией Facebook. Его основная задача — интеграция сайтов с этой социальной сетью. Фактически, он применяется для формирования красивого и информативного сниппета, ссылки, которая отображается в лентах соцсетей.

Размечается с помощью этого словаря тип объекта (видео, статья и т. д.), иллюстрация или скриншот, заголовок, ссылка и краткое описание страницы.

Интеграция с соцсетями — необходимое условие для современного сайта и мощный канал как продвижения контента, так и лидогенерации. Изображение и описание в ссылочном блоке визуально выделяют ссылку в ленте пользователя среди других записей, обращают на себя внимание, увеличивая органические охваты и переходы на сайт.

Читайте также:  SMO: адаптируем сайт для интеграции с соцсетями
Если на странице нет внедренного Open Graph, то при размещении ссылки в соцсетях какая-то информация всё равно будет извлечена со страницы, но уже случайного характера и без иллюстрации. Поэтому интеграция формата OG сейчас — необходимость для любого сайта.

Микроформаты

Стандарт формата Microformats.org был разработан до появления Schema.org, ещё в 2007 году. С помощью микроформатов можно описать несколько основных сущностей: контактную информацию, товары, сведения о персоне, рецепты и многое другое.

К сожалению, формат не развивается, поисковые системы до сих пор поддерживают микроформаты лишь частично, а интегрировать их на сайт намного сложнее. Сейчас этот словарь считается устаревшим и постепенно вытесняется форматом Schema.org.

Синтаксис

Синтаксис — это способ, с помощью которого микроразметку внедряют на сайт. Актуальны три основных типа:

  • JSON-LD
  • Microdata
  • RDFa

Microdata и RDFa внедряют непосредственно в html-код страницы, а JSON-LD — с помощью тега <script>. Благодаря этой особенности, JSON-LD более прост и гибок, и для разметки страниц этим способом можно использовать, например, Google Tag Manager. Если же выбирать между Microdata и RDFa, то Microdata предпочтительнее: RDFa дублирует данные.

Выбор синтаксиса во многом определяется предпочтениями разработчиков сайта, системой управления контентом, но предпочтительный синтаксис — JSON-LD, именно его рекомендуют поисковые системы.

Микроразметка и SEO

Само по себе наличие микроразметки на сайте не является фактором ранжирования и едва ли им станет. Это просто хорошая практика управления контентом и инструмент, с помощью которого вы упрощаете взаимодействие поисковых роботов с сайтом. Без внедренной микроразметки поисковые роботы с большей вероятностью извлекут случайные данные для формирования сниппета на странице поисковой выдачи. Микроразметка дает вам чуточку больше контроля.

Ещё одно важное достоинство, прямо влияющее на SEO — это улучшение показателя кликабельности ссылки на ваш сайт, как мы уже упоминали выше.

Имейте в виду: за поисковый спам в микроразметке поисковые системы могут сурово покарать, как и за спамные метатеги и тексты. Если подразумевается вывод пользовательских рейтингов товара или рецепта — на странице должна быть возможность эти рейтинги выставлять, иначе поисковая система также может наказать за ложные данные.

Если ваша система управления контентом сайта позволяет заполнять микроразметку вручную, в некоторых случаях стоит использовать эту возможность. Особенно это касается статей и другого информационного контента: не надо дублировать содержимое метатегов title и description. Товарные же каталоги размечать лучше в автоматическом режиме по заданному шаблону (см. как реализовано формирование метатегов по шаблону в 1С-Битрикс).

Как интегрировать микроразметку на сайт

В большинстве случаев вам надо обратиться к разработчикам сайта: интеграция микроразметки — рядовая операция, которая займет от получаса до пары часов в зависимости от используемых шаблонов и их количества.

Для многих систем управления контентом (CMS) существуют сторонние плагины: есть они, например, для WordPress, Joomla! и других популярных систем.

Инструменты проверки

После интеграции и настройки микроразметки на сайт не забудьте проверить её сервисами от Google и Яндекс:

Имейте в виду: результаты валидации у этих поисковых систем могут отличаться, потому что стандарты у них также отличаются. Что нормально для Яндекс, может быть источником ошибок для Google, и наоборот.

Есть и инструмент проверки Open Graph от Facebook:

Если перепост с сайта в Facebook смотрится плохо или неправильно — проверьте ссылку с помощью этого дебаггера. Обычная проблема — ещё никто не нажимал на кнопку перепоста, и в кэше этой соцсети пока нет никаких данных:


дебаггер Facebook


В таком случае надо лишь нажать на кнопку «Получить новую информацию» и посмотреть на результаты парсинга.

«Маркер» в Google Search Console

Если у вас нет специалистов техподдержки, а для CMS нет подходящих плагинов, частично справиться с проблемой можно средствами Google Search Console. Перейдите в раздел «Вид в поиске» — «Маркер». Ознакомившись с общей информацией, можете выбрать страницу и раздел на своем сайте, и кликая по заголовкам, картинкам и другим важным блокам страницы, выбрать из контекстного меню подходящее определение. После того, как Google сможет обнаружить соответствие ваших указаний шаблону сайта, у вас будет полноценная микроразметка Schema.org по выбранному стандарту.


микроразметка страницы с помощью Marker в Search Console


К сожалению, «Маркер» работает только для Google, у Яндекс нет аналогичного инструмента.

Где и какую разметку размещать

Избегайте соблазна размечать вообще всё и повсюду «на всякий случай». Есть только один вид микроразметки, уместный на любой странице вне зависимости от её содержания. Это breadcrumbs, «хлебные крошки» — навигационная цепочка вверху страницы. Её размечают для того, чтобы она красиво смотрелась в поисковой выдаче.

Все остальные страницы надо размечать в соответствии со смыслом страницы. На «главной» уместна разметка «Организация», структурирующая данные о вашей компании. В разделе «Статьи» — Article, с указанием названия, автора, издателя, кратким описанием. То же самое касается обзоров, вакансий, мероприятий и всего прочего разнообразия типов семантической разметки контента.

Что делать, если поисковики не видят микроразметку

Вы внедрили на сайт какой-то тип микроразметки, но это никак не отразилось на результатах поиска? Причин может быть несколько.

  • Поисковая система ещё не переиндексировала сайт. Надо просто подождать или воспользоваться возможностями панелей для вебмастеров («Переобход» и «Посмотреть как google-bot»)
  • В разметке обнаружены серьёзные ошибки. Проверьте код сервисами от Google и Яндекс (см. ссылки выше)
  • Разметка не соответствует контенту страницы. Есть такие хитрецы, которые пытаются использовать конкретные типы разметки не по назначению. Поисковые системы за это наказывают, как за спам.
  • Разметка не соответствует ничему из того, что есть на странице и доступно посетителям-людям. Это тоже нарушение правил. Маркировка невидимого контента наказуема.

Пожалуй, это всё, что надо знать о структурировании данных с помощью микроразметки для начинающих. Если у вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях или обращайтесь через форму обратной связи.

Виктор Петров
Интернет-маркетолог

SEO-специалист. Особое внимание уделяю технической оптимизации сайта и текстовым факторам ранжирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *