как проверить работу SEO оптимизатора
Поделиться

Вы наняли SEO-специалиста, чтобы он что-то сделал с вашим сайтом. Он работает уже неделю, но вы не видите никаких результатов и не понимаете, что он там делает. На ваши гневные письма и звонки отвечает что-то невразумительное, несет какую-то тарабарщину. Как проверить работы по SEO по своему сайту?

«Мой сайт продвигают уже неделю, а результатов нет!»

Если речь идет действительно о неделе, то проверять пока нечего. Поисковая оптимизация — процесс медленный, и хоть каких-то заметных результатов можно добиться быстро лишь в случае, если вашему сайту минимум несколько месяцев, но раньше его вообще никто не настраивал. Это тоже обычная история: часть владельцев сайтов почему-то уверена, что достаточно выложить сайт в интернет, а дальше всё пойдёт само собой. Во всех остальных случаях сроки будут значительно больше пары недель, так что не настраивайтесь на быстрый результат.

Как это работает. Даже в идеальном случае, когда у вас в принципе нет конкурентов, сначала к вам на сайт должен забрести поисковый робот (краулер), посмотреть на контент и отнести данные роботу-индексатору, который подумает и определит место вашей странички в поисковой выдаче. Как минимум, это займет пару недель, и гарантированно повлиять на процесс никак нельзя. Оптимизатор может принять меры, чтобы ускорить индексирование известными ему способами, но не более.

Читайте также:  Что такое SEO

Как оценивать

В любом случае, адекватно оценить работу «сеошника» вы не сможете, даже если имеете какие-то представления о работе поисковых машин. Причин тому несколько.

  • На сегодняшний день нет единого алгоритма продвижения, тактика и стратегия оптимизации у двух разных специалистов может не совпадать ни в чем. Как и мнение о «правильном» подходе. Кто-то особое внимание уделяет технической стороне вопроса, кто-то закупает ссылки, кто-то переписывает контент или оптимизирует поведенческие факторы. Разумеется, идеален комплексный подход, но едва ли такой универсал найдется.
  • Ни один вменяемый специалист в сфере поискового маркетинга не выложит вам всех подробностей своей реальной «кухни». Между эффективностью и бесполезностью есть маленькая разница, и вот этот нюанс, ноу-хау, и кормит специалиста. Конечно же, в своих отчетах оптимизатор на этом нюансе ваше внимание акцентировать не будет, это его тайное оружие. Иными словами, самое важное наверняка останется в тени.
  • Оценка по результатам и KPI (ключевым показателям эффективности) также не может быть абсолютно надежным средством. Поисковые алгоритмы меняются, и возможность манипулировать ими всё же остаётся (это называется «серые» и «чёрные» методы продвижения). Сайт может на какое-то время уверенно взлететь в топ, после чего так же уверенно получить бан на многие месяцы или насовсем.

Так что же делать?

Применяйте комплексный подход, состоящий из нескольких компонентов.

  1. Ещё на стадии первичного аудита оптимизатор должен предоставить вам ориентировочный план продвижения, оценив состояние сайта, конкуренцию, востребованность запросов, по которым продвигается сайт. Сайт может быть в топе по самым интересным для вашего бизнеса запросам, а трафика нет, поскольку товар или услуга слишком экзотичны и их никто не ищет.
  2. Все возможности и цели должны быть зафиксированы в договоре. Например, оптимизатор обязуется в течение трех месяцев увеличить видимость сайта в поисковой выдаче на 50%, вывести в топ-10 ряд низкочастотных запросов, а несколько среднечастотников — в Топ-30 заданной поисковой системы. Либо вы платите ему «фикс» за оговоренный перечень работ и результатов и бонус за попадание в топ наиболее выгодных для вас поисковых запросов. Если вас больше интересует трафик — уточните, каким должен быть этот трафик, откуда, на какие страницы и с какими пользовательскими параметрами.
  3. Не отпускайте продвижение на самотёк: «Ты подшамань там что-нибудь, что сам знаешь, ну, чтобы хорошо было». Оптимизатор честно «шаманит», а через три месяца разъяренный клиент обрывает ему трубку с вопросом «Где мои продажи?». SEO-специалист не отвечает за продажи и никак не может повлиять на их рост: это задача для вашего отдела маркетинга и отдела продаж, оптимизатор может лишь добиваться согласованных с ними целей, связанных с ростом трафика и позиций. Вы не можете требовать у него того, что не было зафиксировано в договоре.
  4. Привлеките стороннего специалиста по продвижению для аудита. Независимый аудит по базовому чек-листу позволит вам понять, что и в каком объёме делается на сайте. Аудитор должен быть независимым: его задача — оценить состояние сайта и качество работ по предоставленным отчетам оптимизатора. Большинство специалистов (и это касается не только SEO), желающих получить работу, начинает с негативных отзывов о своем конкуренте и его работе: «Да вообще всё плохо, ужасно всё вообще». Требуйте конкретики и аргументов, по возможности — со ссылками на подтверждения в документации Яндекс и Google.

Данные аудита стороннего специалиста — не вердикт. Это всего лишь информация к размышлению, подходить к которой надо не менее критически, чем к отчетам собственного оптимизатора.

Как самостоятельно проверить трафик и позиции в поисковиках

Чтобы проверить позиции своего сайта в выдаче поисковых систем, многие владельцы сайтов просто идут в поиск, вбивают туда интересующий запрос и долго листают страницы, пытаясь найти свой сайт. Как можно догадаться, это не самый правильный способ:

  • Ваша выдача будет персонализированной, немного отличающейся от общей. Это значит, что поисковые системы учтут ваше географическое местоположение и сферу ваших интересов, известных поисковикам (да, поисковые системы, мессенджеры и социальные сети следят за вашими действиями в Интернет и всё фиксируют). Используйте браузерный режим «Инкогнито», но и в этом случае географическое расположение будет учтено, а браузеры на ПК редко определяют его правильно.
  • Это долго, неудобно и неточно.

Для проверки позиций есть специальные сервисы. Для проверки позиций в Яндекс попробуйте использовать бесплатные инструменты оптимизатора на сайте arsenkin.ru или другие аналогичные сервисы: многие компании предоставляют их бесплатно, в рекламных целях. К сожалению, парсят они только позиции из Яндекс. Для более точной информации, с которой удобнее работать, воспользуйтесь одним из платных сервисов. Рекомендую Topvisor.

Чтобы оценить трафик, вам понадобится одна из систем веб-аналитики. Чаще всего используют Яндекс-метрику и Google Analytics. Для понимания данных статистики посещений сайта всё же нужно немного почитать об основных терминах и принципах их работы, чтобы не делать неправильные выводы.

Позиции или трафик

Сами по себе, изолированно друг от друга, ни позиции в поисковой выдаче, ни трафик ничего не говорят о качестве оптимизации. Важно лишь комплексное достижение заданных маркетинговых целей, распределенное по времени. И вот почему.

Посещаемость может расти за счет нерелевантных запросов. Пример: вы пытаетесь привлечь иностранных абитуриентов на учебу в России и размещаете статьи о российской науке. Трафик растёт, но за счет российских же школьников, ищущих материалы для школьных рефератов. Целевая аудитория в таких статьях не заинтересована.

Высокие позиции не обеспечат вам продаж и трафика. Пример: за несколько лет вы прокачали запрос «таблетки от головной боли», рассчитывая продавать вполне определенную марку таблеток. У вас много статей, обзоров на эту тему, и к вам охотно идут люди, чтобы выяснить, как вообще снять головную боль. А покупать уходят на другие сайты или вообще в офлайн-магазины, потому что они всего лишь хотели узнать все возможности, а ваш товар их не интересует.

высокии позиции без трафика
Вот так может выглядеть трафик на сайт с самыми высокими позициями: 2−3 человека в день с первых строк в поисковой выдаче

Чем опасен нерелевантный трафик, если он близок к вашей тематике? Если его вообще нельзя конвертировать, он будет понапрасну расходовать системные ресурсы и затруднять работу с аналитикой.

Как видите, ошибка оптимизатора и маркетолога может выглядеть как успех, но на самом деле только мешать бизнесу.

Рядом всегда находится демон, который прислушивается к пожеланиям, но понимает их по-своему.

Решение задач маркетинга как ключ к успешному продвижению

Лишь комплексный подход к продвижению в связке с маркетингом может быть эффективным. Надо чётко понимать:

  • Кто ваша целевая аудитория
  • Что её интересует, с какими запросами она обращается к поиску
  • На каком языке и с чем к ней обращаться

SEO само по себе вне общей маркетинговой стратегии особого смысла не имеет. Вы ставите оптимизатору конкретные задачи. Как он их решает — его дело: едва ли вам действительно интересно, сколько ссылок на сторонних площадках он арендовал и какова плотность ключевых слов в заказанных им текстах. Достаточно знать, в каком направлении движется оптимизация, иметь на руках общий прогноз и отслеживать результативность работ.

Если есть проблемы на уровне бизнес-процессов — SEO не поможет. Мало привлечь на сайт целевую аудиторию, её ещё нужно конвертировать в покупателей.

Если вы хотите провести комплексную или периодическую проверку работы своего SEO-оптимизатора, обращайтесь в Textarget. Проведем комплексный аудит, куда входят:

  • Технические проверки
  • Оценка контента
  • Внешний ссылочный профиль сайта
  • Настройки индексации

и многое другое. Оценка работ оптимизатора поможет выявить недочеты в работе, и возможно, мы сможем предложить незадействованные пока перспективные методы и средства продвижения.

Виктор Петров
Интернет-маркетолог

SEO-специалист. Особое внимание уделяю технической оптимизации сайта, семантике и текстовым факторам ранжирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *